С 01.01.2019 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
С 01.01.2019 внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», установлены требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I-IV категории и основание для этого.
В настоящее время выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу из ряда стационарных источников допускается на основании специального разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. При этом учитываются уровни воздействия: значительное, умеренное, незначительное, минимальное.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных веществ в атмосферу на объектах I категории (оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду), могут осуществляться только на основании комплексного экологического разрешения.
Для объектов II категории (оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду), эксплуатирующие организации должны иметь декларации о соответствующем воздействии на окружающую среду.
На объектах III категории (оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду) выбросы в воздух могут осуществляться без получения комплексного экологического разрешения и заполнения декларации о воздействии на окружающую среду. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Объекты IV категории - это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, выбросы в воздух могут осуществляться без получения комплексного экологического разрешения, без заполнения декларации о воздействии на окружающую среду и направления отчетности.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), для объектов III, IV категории не рассчитываются.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории не вносят.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
Программу производственного экологического контроля разрабатывают и утверждают, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля, только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, с 2019 года владельцы объектов негативного воздействия на окружающую среду I категории должны оснащать их автоматическим средствами измерения и учета объема или массы выбросов вредных веществ, концентрации этих веществ в таких выбросах.
Также владельцы должны будут оборудовать такие объекты техническими средствами передачи информации о количестве и концентрации выбросов в атмосферный воздух, стационарных источниках и др.
За нарушение правил в области охраны атмосферного воздуха законодательством РФ предусмотрена уголовная (ст. 252 УК РФ) и административная (ст. 8.21 КоАП РФ) ответственность.